Обработка самоцветов

 

 
Обработка самоцветовОбработка самоцветов – одно из самых древних ремесел в мире. Именно в процессе обработки кусок горной породы превращается в сверкающее «море света», как называли драгоценные камни на Востоке. Способов видоизменить камень множество: это и огранка, и полировка, и термическое или химическое воздействие.

Немногие самоцветы можно использовать без дополнительной огранки. К таким уникумам относятся янтарь, который находят в основном в виде гладко обкатанных морем камешков, и жемчуг, от природы имеющий округлую форму. Изначально самоцветы гранили, придавая им выпуклую овальную форму, делая заднюю поверхность камня плоской, такая огранка называется «кабошон», что значит «голова».

 

Прозрачные камни, обработанные таким образом, использовали в качестве увеличительных стекол. Например, император Нерон смотрел бои гладиаторов сквозь кабошон из изумруда. Поначалу кабошоном гранили все подряд, включая рубины, изумруды и сапфиры, сегодня кабошон применяют только для полупрозрачных полудрагоценных камней: опалов, лунного камня, сердолика, халцедона и пр. Для прозрачных же камней используют фасетную огранку. В этом случае камень целиком покрывают плоскими гранями, благодаря чему он ярко сверкает на свету. Разновидностей фасетной огранки очень много, и мы расскажем о них в одном из ближайших номеров газеты.

Количество граней варьируется от 16 до 146 фасет. При одном и том же типе шлифовки камню могут быть приданы различные очертания, как традиционные – шар, овал, квадрат, треугольник, шестиугольник, трапеция или груша, так и фантазийные – сердце, герб, трилистник и прочие. Жемчуг по-прежнему не подвергают обработке, используя естественную форму жемчужины. Но теперь на жемчужных фермах научились выращивать жемчуг любых очертаний, вплоть до кубических и треугольных.

Обработка самоцветовОгранка – не единственный способ облагораживания камня. С древних времен мастера ювелирного дела умели изменять цвет камня, используя нагревание и различные вещества: мед, медный купорос, охру и сурик. Например, бирюзу, которая может терять цвет от соприкосновения с человеческим телом, пропитывали для сохранения окраски парафином или воском. Агаты выдерживали в сахарном сиропе, а затем обжигали в печах, получая цветные контрастные ониксы. Кристаллы мориона на Урале запекали в тесте, получая золотистые цитрины. Янтарь замачивали в молоке или меду для получения белых и красных камней.

Сегодня арсенал ювелиров заметно расширился, камни обрабатывают органическими смолами, сложными химическими реагентами, нагревают до 1000 ºС в специальных печах, облучают рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами. Полудрагоценные халцедоны (агаты, сердолики и сардониксы) часто окрашивают в более яркие цвета. Слишком темные сапфиры нагревают, чтобы осветлить и сделать более прозрачными. Бриллианты после рентгеновского облучения из бесцветных превращаются в зеленоватые. Такие камни, как танзанит и содалит, зачастую свой красивый цвет получают только в результате термической обработки.

В зависимости от задач камень требует различного подхода в обработке. Поэтому в этой области не существует устаревания технологий, и многие ювелиры до сих пор обрабатывают самоцветы вручную с использованием старинных техник и проверенных веками материалов, и даже на крупных фабриках человеческий фактор имеет преимущественное значение. Каменный цветок, оживающий под чуткой рукой мастера, не метафора, но будни художников-камнерезов, которые трудятся, дабы прекрасные творения природы представали перед нами во всей своей красе.

<a href=http://prevesti.ru>Превести.ру - журнал о натуральных камнях: самоцветы во всех сферах жизни, популярные женские темы</a>


Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения